Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходила приватизация 1992 года в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Через год Россия будет отмечать 30-ю годовщину одного из самых неоднозначных событий в истории страны – старта массовой приватизации через ваучеры. Изначально цель этого процесса была вполне понятной и логичной: все страны, которые свернули с социалистического пути на капиталистический, проходили через приватизацию. Это базовый принцип рыночной экономики – государство не может быть эффективным собственником.
Первый этап большой приватизации
Поэтому, уже в 1992 году в России стартует чековая приватизация, причем по совершенно новому на тот момент формату: каждый житель страны становится не просто совладельцем народного достояния (как это было при СССР), а получает вполне реальную долю во вполне реальном предприятии.
Чтобы «провернуть» такую масштабную операцию, правительство оценило все имеющиеся на тот момент предприятия в 4 триллиона советских (на тот момент) рублей, а 35% от этой суммы, или 1,4 триллиона, было решено раздать людям. По цифрам все совпало удачно – в стране проживало как раз около 140 миллионов человек, поэтому на каждого россиянина вышло ровно по 10 000 рублей. Потом, правда, оказалось, что стоимость в 4 триллиона взяли из данных переоценки балансовой стоимости активов советских предприятий за 1984 год, но за прошедшие 8 лет эти активы изрядно потеряли в цене.
Альфред Кох: ваучеры придумал не Чубайс, а Советский Союз развалил украинский народ
Фото: Василий Шапошников/Коммерсантъ Замглавы Госкомимущества в 1993–1995 годах, курировавший проведение приватизации, Альфред Кох в четверг, 17 ноября, прочитал лекцию в лектории Политехнического музея, в которой попытался развенчать некоторые устойчивые мифы о правительстве Гайдара и его реформах. Это вторая лекция из цикла, организованного фондом Егора Гайдара и посвященного мифам о реформах 90-х, который открыл экс-министр экономики правительства Гайдара Андрей Нечаев (его выступление можно прочитать здесь). Кох говорил в общем-то о тех же самых мифах: угрозе голода, ваучерной приватизации и разграблении вкладов населения, но говорил о своем понимании этих событий. Свою лекцию Кох начал с заявления, что он не является публичным политиком, а следовательно, голоса избирателей ему не нужны: «У меня нет задачи понравиться, есть задача рассказать то, что я думаю». В течение всего выступления он несколько раз повторял, что не дает моральных оценок и что ему можно либо верить, либо нет. Некоторые выдержки из лекции здесь:
Миф о разграблении вкладов граждан Андрей Нечаев рассмотрел в своей первой лекции. Это достаточно устойчивое заблуждение, что либерализация цен уничтожила накопления населения. Это одно из главных обвинений, которое ему предъявляет общественность. Поскольку в апреле 1991 года была проведена павловская денежная реформа, еще за полгода до прихода Гайдара в правительство, и в соответствии с ней все вклады населения были изъяты и направлены на погашение дефицита бюджета Советского Союза. К ноябрю 1991 года этих денег просто не существовало в природе, они уже были потрачены и, соответственно, обесценивать было нечего.
Миф о том, что Ельцин и Гайдар развалили Советский Союз. На этот вопрос есть простой ответ: никто из правительственной команды Советский Союз не разваливал. Можно привести аргумент, что его развалил ГКЧПисты, или что он сам собой развалился. Но я приведу один аргумент, который поставит все точки на «i». Дело в том, что 1 декабря 1991 года – а так называемые Беловежские соглашения, которые зафиксировали распад Советского Союза, были подписаны 4 декабря – на Украине прошел референдум, на котором большинство граждан проголосовало за то, что Украина выходит из СССР. Этот референдум приходил одновременно с президентскими выборами, на которых победил Кравчук. Очень многие сейчас пишут, что Кучма развалил СССР, – это неправда. Кравчук одновременно получил мандат президента и мандат на выход Украины из Советского Союза. Поэтому когда они собрались в Беловежской пуще, Кравчук отказывался обсуждать любые формы сохранения Советского Союза. А без Украины обсуждать Советский Союз бессмысленно. Де-юре в этом виноват украинский народ, потому что он однозначно ответил на этот вопрос на своем референдуме. Когда собралось Беловежское совещание, у Советского Союза уже не было никаких шансов.
Миф о том, что ваучеры придумал Чубайс, чтобы обмануть русский народ и провести грабительскую приватизацию. Это не так, ваучеры придумал не Чубайс. На самом деле, идея висела в воздухе. На первом этапе идея ваучеров не обсуждалась, мы планировали проводить банальную денежную приватизацию. Я был против ваучеров, и особых сторонников ваучерной приватизации в 1991 году в правительстве Чубайса я не знал. Эта идея начала рассматривать позднее, с апреля–мая 1992 года, когда в хасбулатовском Верховном совете начался интенсивный процесс прохождения закона об именных приватизационных вкладах. Мне было непонятно, как технически реализовывать этот закон. Когда этот закон появился – а правительство не было инициатором этого закона и вообще было против – возникла проблема, что его невозможно реализовывать. Он предполагал открытие в Сбербанке 150 млн счетов, плюс те деньги, которые клались на эти счета, брались ниоткуда – это были условные деньги, по которым надо было наладить отдельный учет. Короче, административно это была нерешаемая задача. У меня складывается впечатление, что консервативные круги в Верховном совете именно поэтому этот закон и поддержали – они поняли, что это способ остановить приватизацию. Ваучер был компромиссом. Больше половины всех акций было распределено бесплатно. Один из главных упреков – вы не выполнили закон об именных приватизационных вкладах, и поэтому ваучеры скупали специальные жулики, и народ не получил то, что он мог бы получить. Такого рода упрек не может быть принят. Я делал анализ и могу сказать, что значительная часть ваучеров была продана за небольшие деньги. Но дело в том, что скорость перехода акций, которые были розданы бесплатно трудовым коллективам, в руки предпринимателей – а это и есть фактически реализация закона о приватизационных вкладах, – почти не отличалась от скорости избавления от ваучеров. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Ваучерная приватизация была той редкой, если не единственной, мерой, которая народу что-то давала, а не отбирала.
Миф о голоде. Сейчас набирает популярность точка зрения, что никакого голода не было, а значит, заслуга в его предотвращении не может быть приписана Гайдару.
Главная мера, которая предотвратила голод, была либерализация цен. Одна из содержательных претензий к Гайдару состоит в том, что либерализацию цен сделали в январе, хотя ее можно было отложить, сначала снять денежный навес и тогда бы не было всплеска инфляции.
Далее Альфред Кох углубился в историю СССР с 1917 до 1940 года, подробно описав причины голода в разные годы. К рассматриваемой теме, как выяснилось, имел отношение только один факт – голод в Поволжье 1921–1922 годов. Этот пример Кох использовал, чтобы объяснить, почему правительство Гайдара собиралось провести либерализацию закупочных цен на зерно летом 1992 года, а провело в январе.
Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».
Приватизация в Европе
Позже, реформация в Европе способствовала внедрению приватизации в виде секуляризации (saecularis).
Приватизация в США
В США вводилось понятие «гомстед акт» (homestead act) в 1862 г. для перераспределения земель между фермерами, железнодорожными компаниями при изменении юридической их формы собственности с государственной на частную.
Приватизация в Японии
В Японии государство целенаправленно создавало предприятия с целью их дальнейшей приватизации.
Приватизация в Китае
Китай активно участвовал в приватизации в эпоху Возрождения.
Приватизация в 20 веке
В конце 20-го века приватизация провозглашалась под лозунгом неолиберализма (neoliberalism). Наиболее масштабно процесс происходил в Венгрии, Чехии, Польше, России.
Приватизация в мире
В период с 1980-го, 1990-го года процесс приватизации охватил свыше 100 государств.
Великобритания приватизировала в числе прочих оборонные, аэрокосмические компании, сталелитейную компанию, телекоммуникационную компанию.
В странах восточной и центральной Европы приватизированы более 70 000 предприятий. Этот период сопровождался массовой безработицей, сокращениями заработных плат, коррупцией.
Приватизация в России в 1990-е гг.: сущность, причины, цели, этапы, ошибки проведения, результаты
Приватизация – процесс продажи частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества (активов) госпредприятий.
Приватизация была нужна в России: во-первых, для ликвидации фактической монополии государственной собственности. Во-вторых, для передачи в негосударственную собственность нерентабельных производств, лежащих тяжелым бременем на бюджетах всех уровней (в тех случаях, когда такая передача была экономически и социально оправданна). В-третьих, для создания экономического фундамента изменившегося в стране политического режима.
Старт приватизации был дан несвоевременно, в условиях, когда в стране наблюдался и наблюдается до сих пор ярко выраженный экономический, политический, социальный и духовный кризис. Проведение приватизации эффективно только в условиях стабильности в экономике и обществе.
Как известно, в соответствии с первым законом о приватизации 1991 г. стартовая цена продаваемого на торгах имущества должна была соответствовать его рыночной стоимости либо определяться исходя из его предполагаемой доходности. На практике имущество приватизировалось по его остаточной балансовой стоимости на базе данных переоценки основных фондов предприятий, проведенной еще в 1982 году. В условиях безудержной инфляции времен ваучерной приватизации. Это фактически даром. Особенно когда дело касалось продажи высокодоходных активов (ликероводочных производств и т.п.). Все это стало возможным под прикрытием президентских указов, а также нормативных актов приватизационных ведомств. К тому же эти акты зачастую не направлялись на обязательную регистрацию в Минюст РФ, что делало и делает их недействительными с правовой точки зрения.
Основная цель приватизации состоит в повышении эффективности экономики. Историческая практика свидетельствует, что системы, базирующиеся на частной собственности, развиваются быстрее и успешнее, чем системы, в основе которых лежит государственная собственность.
В России отсутствовала ответственность должностных лиц органов государственной власти и руководителей предприятий за незаконные действия в ходе приватизации. Так, без соответствующего решения уполномоченных на то органов была проведена приватизация «запрещенных к приватизации» предприятий, в первую очередь оборонных, таких, как Смоленский авиационный завод, Рыбинский моторостроительный завод, Уфимское моторостроительное производственное объединение, Уралмашзавод, Балтийский завод, «Мурманский морской торговый порт», и многие другие. Отсутствовал общественный, независимый от власти контроль за проведением приватизации и ее результатами.
Приватизация: 30 лет спустя
Неоднозначный процесс, стартовавший в 90-х, до сих пор вызывает отторжение у большинства граждан страны, а у экспертов — желание разобраться в причинах его малой эффективности. Пожалуй, ни один элемент гайдаровских реформ не обеспечил такую массу противоречивых оценок в обществе как приватизация госсобственности. Либералы считали и считают, что именно она позволила зародиться в стране классу собственников. Противники указывают на ряд фатальных ошибок, допущенных в ходе раздела национального достояния, из-за которых так и не удалось достичь желаемого результата — бурного экономического роста за счет поступивших в казну средств. Порты и корабли уходили по стоимости иномарки, госпредприятия, попавшие в частные руки, становились неэффективными…
Спустя 30 лет наше издание попросило парламентариев и экспертов оценить последствия чувствительного для страны процесса, толчок которому дал президент СССР Михаил Горбачев, подписавший 1 июля 1991 года закон «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий».
Легальная приватизация в государственных масштабах началась с 1992 года. К этому моменту в стране уже были приняты законы и постановления, определяющие порядок и алгоритм приватизации хозяйственных субъектов для населения (Закон РФ «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», Закон «О собственности в РСФСР», Указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год» и т.д.). И в целом программа приватизации была разделена на три стадии:
- «малая» приватизация.
- ваучерная приватизация,
- денежная приватизация.
Приватизация в Москве
Приватизация в Москве началась в 1992 году по указу Президента РФ, которым столице представлялось право проводить ускоренную приватизацию муниципальной собственности по самостоятельно разработанному плану и графику. Как результат, значительная часть небольших предприятий в Москве была продана еще до начала активной фазы ваучерной приватизации (1993 год). К середине 1994 года не более 20 % всех предприятий и организаций города находились в государственном секторе. Доля приватизированных торговых предприятий значительно превышала среднюю долю по России в целом. Количество акционированных предприятий в строительстве была втрое больше аналогичного показателя по стране. На начало 1996 года приватизация в Москве принесла более четверти всех доходов, полученных от нее в России. [См.: А.Канина. Москва — единственная свободная экономическая зона в стране. «Независимая газета» 19/03/1996.]
Положение в столице может дать очень сильный аргумент сторонникам приватизации, особенно если вспомнить ожесточенные дискуссии по методам приватизации между руководством Москвы и ГКИ. Город, переживающий состояние «бума со всеми его чертами, характерными для западных экономик, стал против всех ожиданий абсолютным финансовым центром страны. По некоторым оценкам на нее приходилось до 70 % всего банковского оборота страны. Для Москвы в отличие от России в целом характерен был инвестиционный подъем — в первые полгода 1995 года темп роста капитальных вложений в городе составлял 111,21 % при общем падении его по стране на 22 %. [См.: там же.] Одна из важнейших причин этого — обслуживание бурно развивающейся экономики города. Имущественное расслоение между жителями Москвы и остальной России интенсивно нарастало.
В московской модели приватизации с самого начала на чековые аукционы выставлялись не 29 % акций, а 12-15 %%. За городом сохранялись крупные пакеты акций, которые позднее стали реализовываться на специализированных аукционах и инвестиционных конкурсах. По мнению Фонда имущества Москвы, это позволило не только получить дополнительные финансовые средства, но и удалось привлечь инвестиции в модернизацию и реконструкцию производства. [См.: М. Портягин. Инвесторы любят московскую недвижимость. «Независимая газета». 30/5/1996.]
Примером несоответствия московской приватизации требованиям ГКИ стал завод «Калибр». Пакет в 49 % в ценах 1992 года составлял 35 млн руб., по методикам ГКИ его нужно было выставлять на продажу не дороже, чем за 700 млн руб., но по итогам проведенного инвестиционного конкурса завод был куплен за 11 млрд руб., причем в условия победителя конкурса были включены обязательства инвестиций на 7 млрд руб. и погашения долгов предприятия на сумму в 9 млрд руб. То есть общая цена сделки превысила 27 млрд руб., что в 40 раз выше рассчитанной по методике ГКИ. [См.: «Московское имущество: обретение хозяина и города. М. 1996. С. 11-24.]
Вместе с тем следует отметить, что завод «Калибр» носил уникальный характер: во — первых, он располагается в центре города в очень дорогом и престижном районе, а во-вторых, он рассчитывал на получение крупного государственного оборонного заказа. Модель инвестиционных конкурсов, применяемая в Москве, дала гораздо больший эффект, чем в целом по стране. Реализация пакетов акций стоимостью в 7,6 млрд руб., например, позволила привлечь инвестиций более чем на 2,4 трлн руб. Одновременно развивалась и «малая» приватизация. За 1995 год было продано государственного и муниципального имущества на 1,368 трлн руб. [См.: М. Портягин Инвесторы любят…]
Тем не менее попытки серьезного анализа ставят под сомнение вывод о радикальном преимуществе московской методики приватизации над методиками ГКИ. Прежде всего уникальный характер носит географический характер города. Москва стала плацдармом для Запада в освоении России. Концентрация в столице лиц, принимающих государственные, инвестиционные, торговые и другие экономические решения, а также относительно развитая инфраструктура вынуждала многие западные компании осесть в столице, а неразвитость ее в стране часто вынуждала и ограничиваться в своей деятельности Москвой. Уже один факт наличия в ней огромного спроса со стороны иностранцев и новых российских деловых людей на недвижимость был трудно переоценимым фактором развития экономики города.
Система управления экономикой Москвы носила уникальный характер. Ей было свойственно удивительное взаимопереплетение функций государственных и частных организаций. При том, что практически не было отраслей экономики, в которых прямо или косвенно не участвовала бы мэрия города, частный сектор иногда даже выполнял функции муниципальных и государственных органов. Например, акционерное общество «Мосприватизация» официально регистрировало все жилищные сделки в столице. Естественно, такая запредельная экономическая либерализация создавала возможности неслыханно быстрого обогащения. Особую остроту приобретала не только проблема имущественного расслоения между Москвой и другими регионами, но и внутри самого города. По России доля доходов 20 % самой богатой части населения в 1994 г, составляла 46,3 % в 1994 году и 47,1 % в I полугодии 1995 г, а по Москве — 62,3 % и 72,5 % соответственно. [См.: А.Канина. Москва…]
Однако наиболее значимым негативным показателем были структурные изменения в московской деловой активности. Увеличивалась доля промышленности, обеспечивающей, прежде всего, потребности внутреннего рынка (пищевая, стройматериалы и др.), и сокращалась доля отраслей, работающих на страну в целом (машиностроение, автомобильная, металлообработка, ВПК). Москва, таким образом, потеряла статус одного из крупнейших промышленных городов и превратилась в торговый и финансовый центр. Очевидно, крупная индустрия столицы не выдержала конкуренции с быстрорастущим торговым и финансовым капиталом, в том числе и компрадорского характера, который и перераспределил в свою пользу финансовые и прочие активы промышленных предприятий. Итак, можно предположить, что корреляция между относительным успехом экономического развития Москвы и высокой скоростью приватизации носит во многом случайный характер, связанный со статусом столицы и ее географическим положением.
В 1980-х в Великобритании правительство М. Тэтчер приватизировало следующие государственные корпорации и компании: Амершам Интернешнл (100%), Ассошиэйтед Бритиш Портс (100%), British Aerospace (100%), Бритиш Гэс (100%), Бритиш Петролиум (68,3%), Бритиш Телеком (50,2%), Бритойл (100%), Кейбл и Уайрлесс (100%), Энтерпрайз Ойл (100%), Нейшнл фрейт Ко (100%), Бритиш Эйруэйз (100%), Интернейшнл Эйрадио (100%), Бритиш Хэликоптерс (100%), Уитч Фарм (100%), Бритиш Рэйл (100%), Силинк (100%), Бритиш Шипбилдерс (100%), British Steel (100%), Нейшнл Бас (100%), Ровер, Ягуар, Роллс-Ройс (100%), Бритиш Аэропортс (100%), Ройал Орденс (100%). Но в Великобритании приватизация проводилась значительно осторожнее, чем в РФ: для каждого аукциона разрабатывался отдельный закон, и все сделки обсуждались в парламенте. Продавалось не более 3-4 компании в год. Акции приватизируемых компаний старались размещать среди работников этих компаний, в том числе по льготным ценам. В случаях, когда государство хотело сохранить контроль за компанией, вводился институт «золотой акции» — право блокировать изменения в уставе предприятия[2] (с. 29).
Первой ступенью является сбор документов, которые были представлены выше. После того, как у вас на руках будет весь пакет необходимых бумаг, следует обратиться в компетентный орган власти. Там вы должны заполнить бланки и формы, которые вам выдадут.
Помните, что жильцы, отказавшиеся принимать участие в получении собственности должны предоставить письменный документ об отказе, заверенный нотариально.
Передайте все собранные документы ответственному органу власти и приступайте к заключению договора о передаче имущества. Такое соглашение подготавливают представители контролирующих органов, оно является главным документом для регистрации права владения жильем.
После всех перечисленных этапов документы передают в Росреестр. Данное ведомство занимается оформлением права собственности на жилье и выдает новым владельцам документ, подтверждающий владение имуществом.
Последствия приватизации
Последствиями процесса приватизации в России стали:
К основным итогам приватизации относят появление института частной собственности, когда владельцы напрямую заинтересованы в результате, повышении эффективности работы своих предприятий. Очевидно проявились механизмы и стимулы рынка. Государство перестало дотировать многочисленные предприятия. Политические свободы легли на экономическую базу.
Однако современное общество до сих пор не разобралось с проблемой легитимности приватизационной собственности и результатами сделок. Также до сих пор нет уверенности в том, что процесс был экономически оправданным. Существует мнение, что главным итогом приватизационного процесса стало еще большее обнищание народа.
Правильная и естественная приватизация в России того времени проведена быть не могла по нескольким причинам: она осуществлялась незамедлительно, требовала достаточное количество подготовленных специалистов, проводилась в условиях недостатка государственных средств. В ходе процесса органы государственного правления утратили право вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий.
Приватизация 90-х. Катастрофа национального масштаба.
Замечание 2
Этап форсированной приватизации начался с ноября 1991 г.
Государственная программа приватизации на 1992 год была утверждена Верховным Советом РФ в июне 1992 года. В соответствии с ней были определены возможные способы приватизации в зависимости от размера предприятий.
«Малая» приватизация предполагала продажу малых предприятий на торгах или напрямую работающим на этих предприятиях частным лицам.
«Чековая» или «ваучерная» приватизация предполагала преобразование крупных и части средних предприятий в акционерные общества открытого типа, с последующей продажей акций. Однако не менее 29% уставного капитала должны были быть проданы через публичные аукционы за приватизационные чеки.
Замечание 3
Особо значимые отрасли, такие как недра, лесфонд, шельф и т.д. не подлежали приватизации.
В то же время, обязательно должны были быть приватизированы предприятия оптовой и розничной торговли, легкой и пищевой промышленности, общественного питания, строительства, производства и т.д.
Предпринятые в 1995 году залоговые аукционы имели целью пополнение государственной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний (таких, как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»).
Замечание 4
Государство в лице Правительства не возвращало кредиты, вследствие чего пакеты акций, ранее принадлежавшие государству, переходили в собственность кредиторов. В итоге Правительство получало необходимые средства, а владельцы компаний – дополнительные акции и контроль над предприятием.
Критика залоговых аукционов заключалась в отчуждении таким путем федеральной собственности по значительно заниженным ценам, а также недоверие населения к приватизации в целом из-за проведения залоговых аукционов.
Таким образом, в результате приватизации в нашей стране произошел переход от социализма к капитализму.
Замечание 5
В тот период в Российской Федерации появился класс «олигархов», владеющих собственностью, приобретенной за несоизмеримо малые деньги.
Также приватизация привела к значительному сокращению объемов производства в легкой и обрабатывающей промышленностях и в целом к деиндустриализации страны.
Анализируя события 90-х годов, эксперты и политики призывают осторожно подходить к реализации текущих планов правительства по продаже госактивов, чтобы избежать ошибок, допущенных в ходе первой приватизационной кампании.
Две «Волги» за ваучер
Первый этап приватизации, получивший название ваучерного, или чекового, начался в июне 1992 года.
Каждый гражданин России получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, которым он мог распорядиться по своему выбору: обменять на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов) или просто продать ваучер.
Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, и многие стали продавать их скупщикам, цена ваучеров стала стремительно падать. Обещания Анатолия Чубайса, что за ваучер в итоге каждый сможет получить по две «Волги», так и не сбылись.
Согласно статистике, около 25 миллионов россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, примерно 40 миллионов — в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.
Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.
Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тысячи государственных предприятий, в 1993 году их число возросло до 88,6 тысячи, в 1994 году — до 112,6 тысячи.
За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта).
К концу 1994 года в абсолютном большинстве регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.
Многочисленные критики указывают, что ваучерная приватизация была нечестной, несправедливой, привела к незаслуженному резкому обогащению узкой группы лиц. Согласно всероссийскому опросу городского населения, который проводился в июне 1994 года, 58% из почти двух тысяч респондентов отрицательно ответили на вопрос о том, достигла ли ваучерная приватизация заявленных целей.
Неэффективными считает результаты приватизации первой половины 90-х годов и президент «Деловой России» Борис Титов.
«Конечно, тогда была чековая приватизация, приватизация с инвестиционными программами, которые тоже не выполнялись. Конечно, было все очень хаотично и не дало того эффекта, который должно было дать. Мы, конечно, перешли к рынку, но какими мучениями и какой тяжестью — от этого нужно было бежать точно», — сказал Титов агентству «Прайм».
Результаты чековой приватизации вызывают сомнения и вопросы и у научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, который с 1992 года был членом совета по предпринимательству при президенте РФ, а с ноября 1994 года был назначен министром экономики.
«Приватизация массовая, с использованием ваучеров, вызывает много сомнений и вопросов, но в целом, с моей точки зрения, по тем обстоятельствам, которые тогда складывались, она была неплохо продумана», — полагает Ясин. По его мнению, этот этап приватизации не привел к ожидаемым результатам, так как само общество к этому не было готово.
«С самого начала был замысел, что эта приватизация станет одновременно и началом развития фондового рынка, чековые фонды должны были превратиться в паевые. Таким образом, должна была появиться инфраструктура фондового рынка. Но этого не получилось, главным образом, из-за того, что само общество к этому было не готово», — считает эксперт.
Проблема, по мнению Ясина, заключалась в том, что «результаты приватизации достались не всем, многие продали свой ваучер «за бутылку», но трудно было ожидать чего-то другого, в результате появились собственники не из руководства предприятий, а посторонние предприниматели».
В целом он считает массовую приватизацию успехом, «потому что довольно значительная программа, мы приватизировали около 50% активов — это очень много».
Все пошло не так
Затем в середине 1995 года для пополнения государственной казны был запущен механизм залоговых аукционов. Назывались они так потому, что, в отличие от обычных аукционов, компании не продавались, а отдавались в залог. Однако выкуплены обратно они не были.
На залоговые аукционы были выставлены акции 12 крупных предприятий, от их продажи было выручено 5,1 триллиона рублей.
Счетная палата, анализируя процессы приватизации госсобственности в РФ с 1993 по 2003 год, выявила значительные нарушения при реализации активов. По ее утверждению, «в результате проведения залоговых аукционов отчуждение федеральной собственности было произведено по значительно заниженным ценам, а конкурс фактически носил притворный характер».
Кроме того, госпредприятия зачастую покупались не за собственные деньги, а за деньги, взятые в кредит у государства.
Всего за весь период приватизации (процесс длился вплоть до 2006 года) было приватизировано более 120 тысяч бывших государственных предприятий. За эту ценность в казну государства поступило около 17 млрд долларов, что равнялось 505 млрд рублей по курсу 1 доллар = 30 рублей. 2/3 этой собственности было приватизировано в 1992-1997 годах. За нее государство выручило только 90 млн рублей с учетом буйствовавшей тогда гиперинфляции.
Преимущества приватизации в долях
На сегодняшний день есть несколько вариантов приватизации муниципального жилья. Одним из них является долевая приватизация. При оформлении этой процедуры у объекта недвижимости появляется не один, а несколько законных собственников, для каждого из которых выделена часть жилплощади определённого размера.
Плюсы долевой приватизации:
- Размер доли определяет судебный орган, что избавляет от ненужных споров. Обычно такое практикуется в случае развода супругов. Если же приватизация ранее осуществлялась в долях, необходимость обращаться в суд отпадает сама собой.
- Любая сделка без долевой приватизации может быть осуществлена только при согласии всех совладельцев квартиры. Долевая приватизация избавляет их от необходимости согласовывать свои решения и действия с другими дольщиками.
- Собственник доли недвижимости имеет право продавать свою часть любому физическому лицу, но с первоочерёдным правом на покупку другими совладельцами. На самом деле это вовсе не препятствие, как может показаться на первый взгляд, поскольку после официального уведомления о намерении продать свою долю, владелец ждёт всего месяц. После этого он может продать имущество любому желающему, независимо ни от чьего мнения.
Положительное и отрицательное в приватизации квартиры
- Гражданином приватизирована была квартира на свое имя. Он вступил в брак, а потом развелся. Проблемы с разделом такого имущества нереальны. Семейный кодекс РФ устанавливает единственного собственника жилого помещения того, кем была переведена квартира в разряд собственности до заключения брачных отношений. Иначе: по разводу квартиру нельзя отсудить.
- Полноправный собственник своего жилья тот, кто завершил процесс приватизации. Выиграли те, кто успел это сделать до 2010 года: перевод в разряд собственного жилья был бесплатным. Можно распоряжаться квартирой по своему усмотрению: речь идет о продаже, обмене с доплатой, завещании, дарении, аренда.
- Полноправный собственник жилого помещения имеет право на получение ссуды либо кредита в банковских организациях, если квартира выступит залогом.
- Должников по коммунальным платежам государство по жилищному кодексу РФ имеет право на выселение. Речь идет о неприватизированном жилье. Собственнику – неплательщику за пользование услугами газа, электроэнергии максимум что сделают, это отключат до погашения долга.
Минус: Приватизированную квартиру, которая выступает как залог полученных ссудных займов, в случае неплатежеспособности собственника жилья, кредитор вправе конфисковать.